Розвідники і Буковина. Ч. 6

                                                            Читайте початок статті, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5.

                                                                                 Єлизавета Зарубіна

   Павел Судоплатов. Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930 – 1950 годы (Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 1997), с. 300 – 301: «Лиза Зарубина, жена Василия Зарубина, резидента в США, была выдающейся личностью. Обаятельная и общительная, она легко устанавливала дружеские связи в самых широких кругах. Элегантная женщина с чертами классической красоты, натура утонченная, она как магнит притягивала к себе людей. Лиза была одним из самых высококвалифицированных вербовщиков агентуры…. …прекрасно владела английским, немецким, французским и румынским языками. Она выглядела типичной представительницей Центральной  Европы, но могла неузнаваемо менять свою внешность и манеру поведения. Лиза состояла в родственных отношениях сАнной Паукер, видным деятелем румынской компартии. Старший брат Лизы руководил боевой организацией румынских коммунистов… 

   Лиза стала сотрудником разведывательной службы еще в 1919 году. Одно время она работала в секретариате Дзержинского. Ее первым мужем был Блюмкин, застреливший  в Москве в 1918 году немецкого посла графа Мирбаха. Блюмкин являлся ключевой фигурой в заговоре эсеров против Ленина в июле 1918 года. Когда мятеж эсеров провалился, Блюмкин явился с повинной, был прощен и продолжал работать в ЧК-ГПУ, выполняя задания Дзержинского и иногда Троцкого, с которым он также был знаком.

   В  1929 году Блюмкин создал нелегальную резидентуру в Турции под видом торговой фирмы, используя финансовые средства, полученные от продажи хасидских древнееврейских рукописей, переданных ему из особых фондов Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Эти деньги предназначались для создания боевой диверсионной организации против англичан в Турции и на Ближнем Востоке. Однако Блюмкин передал часть средств Троцкому, который после высылки из СССР жил в Турции. Кроме того, он привез в Москву письмо Троцкого, адресованное Радеку.

   Лиза была потрясена этим. Она сообщила об этом руководству. Блюмкин был арестован, а позднее расстрелян.

   Через несколько лет Лиза вышла замуж за Василия Зарубина…».

   Тайна Зои Воскресенской:З. Воскресенская. Теперь я могу сказать правду.Э.Шарапов. Две жизни (Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 1998), с. 269 – 270: «…папа (Зарубін В. М. – примітка моя) просил похоронить его рядом с матерью. Когда уходила из жизни наша Лизочка (Єлизавета Розенцвейґ, друга дружина Зарубіна В. М. – примітка моя), она тоже просила не разлучать ее с мужем…. …отец (розказує Зарубіна Зоя Василівна (1920 – 2009), донька від першого шлюбу Зарубіна В. М. з Ольгою Георгіївною Васильєвою (Наумовою) – примітка моя) очень переживал, когда узнал, что Лизочку увольняют с работы. Он понимал, по какой причине, пошел и устроил там шум. Он сказал: «Я не понимаю, когда человек, моя жена и спутница жизни, выполняла оперативные задания наравне со мной, она вам была нужна?! Тогда вы не обращали внимания на ее биографию и ее национальность!»… Думаю, именно по этой причине очень скоро за этим протестом последовал его уход на пенсию…

   Рассказывая о папе, я не могу умолчать о нашей замечательной Лизочке. Язык у меня не поворачивается назвать ее мачехой. Это была не только любящая жена, но и добрый, чудесный человек. И я горжусь тем, что уже после смерти отца мы с ней долгие годы поддерживали самые нежные, родственные отношения…

   Елизавета Юльевна была человеком, который все время думал о других и не хотел кому-нибудь быть в тягость. Уже в 87 лет она решила сама поехать в аптеку за лекарством. На Кутузовском проспекте вышла на остановке, полы ее длинного пальто затянуло под передние колеса, и она попала под автобус. В больнице ей ампутировали ногу. К сожалению, я и мой брат были далеко от Москвы – в командировках. Врач, проводивший операцию, говорил, что он не видел человека, который бы так безропотно перенес тяжелейшее испытание. Так трагически закончилась ее жизнь. Когда она работала вместе с Василием Михайловичем, фамилия ее была – Горская. В молодости она служила в секретариате у Дзержинского. Была связана с Блюмкиным… Она узнала, что какую-то часть партийной кассы Блюмкин отдал Троцкому, и обратилась к Эйтингону (розвідник, співробітник радянських органів держбезпеки, організатор убивства Троцького та інших політичних вбивств – примітка моя), который в тот момент был в Турции. Лиза была женой Блюмкина, но я не знаю, был ли зарегистрирован их брак… Они с отцом были замечательной парой, и любому мужчине я пожелала бы такую любящую женщину, какой была Лиза. Она верой и правдой служила памяти моего отца, постоянно ухаживала за его могилой и просила похоронить ее рядом с ним»,

   с. 278 – 279: «воспоминания З. В. Зарубиной дополнит рассказ ее брата (по татові – примітка моя) Петра Васильевича Зарубина (народився в Парижі у 1932 році – примітка моя)

   «Мои родители были совершенно разными людьми. Отец из рабочей семьи, сын железнодорожного кондуктора и прачки, уроженец Подмосковья…

   Совсем другое дело мать. Она родилась в 1900 году в городе Хотине (насправді в с. Ржавинці тоді Хотинського повіту, тепер Заставнівського району Чернівецької області  – примітка моя) в Бессарабии. В первой половине 20-х годов окончила Сорбонну. Владела французским, английским, немецким, еврейским, русским и немного румынским языками. Мать была интеллигентом в широком понимании этого слова, с аристократическим воспитанием и привычками».

   Очерки истории российской внешней разведки. Т. 4. 1941– 1945годы (Москва: «Международные отношения», 1999), с. 204 – 205: «В разведке Зарубин начал работать в 1925 году…

   …в 1927 году выехал в Данию в качестве нелегального резидента.

   В командировку Василий Михайлович выехал вместе с женой, Елизавета Юльевна была человеком с необычайной биографией. Она уже была опытной разведчицей… Состояла в первом браке с Я. Г. Блюмкиным (Сімха-Янкев Гершев Блюмкін (1898 або 1900-1929) – примітка моя), левым эсером… По политическим соображениям порвала с Блюмкиным.

   …в 1929 году последовало указание руководства внешней разведки перебазироваться во Францию… Перед разведчиками стояла задача организации нелегальной резидентуры в Париже…»,

   с. 207: «В конце 1933 года, после четырехлетнего пребывания во Франции, Зарубины отбыли на родину…

   Уже в 1934 году они уехали в Германию… Василий Михайлович был назначен нелегальным резидентом, а Елизавета Юльевна – оперативным работником резидентуры»,

   с. 214 – 215: «В конце 1937 года Зарубины были отозваны в Москву в связи с предательством одного из сотрудников…

   …В 1948 году Василий Михайлович ушел в отставку по состоянию здоровья… Елизавета Юльевна работала в разведке до 1946 года…

   Умер выдающийся разведчик в 1972 году. В 1987… скончалась и Елизавета Юльевна».

   А. И. Колпакиди, Д. П, Прохоров. Внешняя разведка России (Санкт-Петербург: Издательский Дом «Нева, Москва: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2001), с. 237 – 239: «Зарубина (Горская) Елизавета Юльевна (1.01.1901 (за іншими даними 31.12.1900 – примітка моя) – 4 (насправді 14 – примітка моя).05.1987). Подполковник ГБ (1943).

   В девичестве – Розенцвейг Лиза Иоэльевна.

   Еврейка. Родилась в с. Ржавенцы Хотинского уезда … в семье арендатора и управляющего лесхоза в имении польского помещика Гаевского. Жена В. М. Зарубина.

   В 1917 г. Отец Л. Розенцвейг перебрался в Черновцы (Буковина) и занялся там торговлей. В 1919 г. она окончила школу… и поступила на историко-филологический факультет Черновицкого университета. В том же году примкнула к коммунистическому движению, помогала коммунистам Бессарабии.

   С сентября 1921 г.  по август 1922 г. Л. Розенцвейг училась в Парижском университете, а с октября 1922 г. Л. Розенцвейг продолжила учебу в Венском университете, который закончила в июне 1924 г. по специальности «переводчик французского, немецкого и английского языков». Также свободно владела идиш, русским, румынскими языками.

   13 июня 1923 г. вступила в КП Австрии (партийный псевдоним – Анна Дейч). С 1924 г. Л. Розенцвейг – переводчица полпредства и торгпредства СССР в Австрии, тогда же была привлечена к сотрудничеству с советской внешней разведкой. В 1924 г. она получила советское гражданство.

   В этот период Л. Розенцвейг вышла замуж за румынского коммуниста Василия Спиру (1898-1969 – примітка моя) и некоторое время носила его настоящую фамилию –Гутшнекер (Hutschnecker).

   С марта 1925 г. по май 1927 г. состояла в негласном штате резидентуры ИНО ОГПУ в качестве переводчицы и связистки («Эрна»)…

   В феврале 1928 г. Л. Розенцвейг прибыла в СССР и по рекомендации помощника начальника ИНО ОГПУ И. В. Запорожца была зачислена в штат ИНО, при этом приняла новое имя – Елизавета Юльевна Горская. В марте 1928 г. перевелась в ВКП (б). С марта 1928 г. – помощник уполномоченного Закордонной части ИНО ОГПУ. Содействовала выявлению связи Я. Г. Блюмкина (вчинила донос, будучи його громадянською дружиною (коханкою) – примітка моя) с Л. Д. Троцким и его последующему аресту. В июне 1929 г. зачислена уполномоченным Закордонной части ИНО ОГПУ.

   В 1929 г. Е. Ю. Горская вышла замуж за сотрудника ИНО В. М. Зарубина… Вскоре супруги с чехословацкими документами на фамилию Кочек были направлены в Париж.

   Во Франции «Вардо» удалось привлечь к сотрудничеству стенографистку германского посольства «Ханум»…

   С декабря 1933 г. Зарубины находились на нелегальной работе на территории Германии.

…Был восстановлен контакт с «Ханум», работавшей уже в центральном аппарате МИД. …Вместе с мужем провела большую работу с советским источником в гестапо Вилли Леманом («Брайтенбах»).

   В 1937 г. с мужем направлена в США. После возвращения в СССР с декабря 1937 г. состояла в резерве назначения Центра.

   В 1938 г. для поддержания связи с ценной агентурой дважды по советским документам прикрытия выезжала в Таллин, а также нелегально в Париж и Лондон…

   Осенью 1938 г. новый руководитель НКВД Л. П. Берия начал кардинальную чистку апарата внешней разведки. В итоге 1 марта 1939 г. Зарубина была «уволена вовсе из органов НКВД…

   19 апреля 1940 г. Е. Ю. Зарубина была восстановлена на работе…  

   10 декабря 1940 г. в Берлине Зарубиной удалось восстановить связь с агентом «Августой», женой крупного немецкого дипломата…

   С февраля 1941 г. в аппарате 1-го Управления НКГБ СССР. В апреле 1941 г. снова направлена в Германию для восстановления святи с ценными источниками… Берлин Елизавета Юльевна покинула 29 июня 1941 г. вместе с эвакуируемой советской колонией…

   В 1941-1944 гг Е. Ю. Зарубина («Вардо») находилась с мужем в командировке в США под. прикрытием 2-го секретаря посольства СССР. В резидентуре отвечала за линию «ПР» (политическая разведка). Находясь в США, поддерживала связь с двумя десятками агентов… Будучи умной… женщиной, обладая привлекательной, но не бросающейся в глаза внешностью, «Вардо» быстро завоевывала доверие людей, свободно могла выдавать себя за американку, француженку, немку, а когда требовалось и активистку сионистского движения. Через людей, близьких к семье «отца американской атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера, вышла с ним на прямой контакт.

   По возвращению в Москву Е. Ю. Зарубина в сентябре 1944 г. была зачислена в резерв назначения, в должности заместителя начальника отделения. С 20 декабря 1944 г. – заместитель начальника, а с 1945 г. – начальник 3-го отделения 8-го отдела 1-го Управления НКГБ СССР. С лета 1946 г. – начальник 1-го отделения 8-го отдела (ИНФО) ПГУ МГБ СССР.

   14 сентября 1946 г. уволена из МГБ «за невозможностью дальнейшего использования» с постановкой на общевоинский учет.

   После смерти И. В. Сталина по ходатайству П. А. Судоплатова восстановлена в органах и в мае 1953 г. приглашена на работу в возглавляемый им 9-й (разведывательно-диверсионный) отдел МВД СССР. После ареста П. А. Судоплатова в августе 1953 г. окончательно уволена из МВД. Проживала в Москве.

   Трагически погибла, попав под автобус. Похоронена рядом с мужем на Калитниковском кладбише в Москве».

   Виталий Павлов. Управление «С». Во главе нелегальной разведки (Москва: Яуза, Эксмо, 2006), с. 93: «Самым удивительным было то, что Василий Михайлович не только не имел высшего образования, но так уж сложилась его жизнь, что и среднюю школу не мог окончить. Видимо поэтому он постоянно занимался самообразованием и стал глубоко эрудированным человеком. В 1940 году… Василий Зарубин в совершенстве владел немецким, французским и английским языками, свободно говорил по-чешски».    

   Антонова Л. В., Просвирова Т. А. История спецслужб России (Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2010), с. 366 – 367: «Чехи» Зарубины поселились в небольшом курортном городке Антиб на юге Франции, скоро Василий стал компаньоном владельца гаража и получил вид на жительство, а потом познакомился с хозяином Парижской рекламной фирмы, стал совладельцем, расширил деятельность компании, что создало прекрасные возможности для ведения разведработы и вербовки агентов.

   Лизе… удалось разыскать своего коллегу по Вене с оперативным псевдонимом «Друг», жившего в предместьях Парижа. Он навел их на немецкого журналиста, подруга которого работала стенографисткой в немецком посольстве. Женщина получила имя «Ханум» и стала поставлять информацию… «Друг» же свел Зарубиных с секретарем депутата французского парламента. Этот агент поставлял информацию о ситуации в парламенте…     

   Зарубиным быстро удалось (уже в Німеччині – примітка моя) установить связь с сотрудником гестапо Вилли Леманом, который, как считается, является одним из прототипов знаменитого Штирлица. До 1937 г. «Вардо» являлась связником Лемана…

   В Америке Зарубины находились до 1944 г. …9 июля 1945 г. ему было присвоєно звание генерал-майор».

   Олександр Скрипник. Розвідники, народжені в Україні (Київ: Видавництво «Ярославів Вал», 2011), с. 317: «Єлизавета Зарубіна була однією з найуспішніших радянських розвідниць, які діяли за кордоном як з нелегальних, так і з легальних позицій»,

   с. 318 – 319: «…її двоюрідна сестра, румунська комуністка Ганна Паукер (у дівоцтві Рабінсон – примітка моя), брат якої (щодо цього є сумніви – примітка моя) Карл (розстріляний у 1937 році – примітка моя) певний час очолював особисту охорону Сталіна. Під її впливом вона вступила до комуністичної партії Австрії…. …подружжя (Зарубіни – примітка моя) під виглядом словацьких комерсантів Кочеків поселилося на півдні Франції. Потім вони перебралися у містечко Сен-Клу поблизу Парижу, де Василь став співвласником невеликої майстерні з ремонту автомобілів… та іншої техніки.

   Згодом розвідники отримали документи, які давали право на постійне проживання у Франції, і переїхали до Парижу. Через старі агентурні зв’язки їм вдалося стати компаньйонами рекламної фірми, що значно розширювало можливості для здійснення розвідувальної діяльності»,

   с. 320 – 324: «Успішним… було встановлення і підтримування Єлизаветою Зарубіною контактів з колишнім царським генералом Павлом Павловичем Дьяконовим. Він мав широкі зв’язки у колах російської військової еміграції… і мав доступ до вищих військових кіл Франції.

   …у Москві вийшов друком (у 1966 році – примітка моя) роман Верткеса Тевекеляна під назвою «Рекламне бюро пана Кочека». У ньому розповідається про подружню пару радянських розвідників… Це була розповідь саме про них, Зарубіних.

   У гітлерівській Німеччині вони також перебували на нелегальному становищі. Незважаючи на те, що на руках у Єлизавети був дворічний син Петро, який народився ще у Франції, вона намагалася активно допомагати своєму чоловікові – керівникові берлінської нелегальної резидентури радянської зовнішньої розвідки.

   Під час цього (вже другого, у 1940 році, під прикриттям співробітниці радянського посольства – примітка моя) відрядження до Німеччини Єлизавета Зарубіна … поновила зв'язок з дружиною німецького дипломата (був помічником міністра Ріббентропа – примітка моя) «Августою». Ще у 1933 році з нею встановив агентурні відносини радянський розвідник Федір Парпаров. …Августа по-справжньому закохалася у Парпарова, і їй було байдуже, на яку розвідку вона працює.

   Після приїзду з Німеччини її 1 березня 1939 року звільнили зі служби. У провину поставили те, що вона раніше була румунською підданою, що на той момент у Чернівцях, на території Румунії, проживали її батьки, друзі і знайомі, що її рекомендував на роботу у розвідку «ворог народу» Іван Запорожець, який тоді проходив по справі щодо убивства Кірова. Єлизаветі призначили разову виплату у розмірі чотирьох місячних окладів за 16 років роботи у розвідці. На щастя, доля до неї була більш прихильною, ніж до інших її колег, яких… розстріляли або засудили до багатьох років позбавлення волі.

   Згодом у її справі розібралися і 19 квітня 1940 року поновили на службі… і направили до Німеччини відновлювати втрачені агентурні позиції…

   За успішну роботу у США Василь Михайлович нагороджений орденами Червоної Зірки і Червоного Прапора (всього за роботу у розвідці був удостоєний шести орденів, у тому числі двох орденів Леніна)… Єлизавета Юліївна отримала орден Червоної Зірки і їй було присвоєно звання полковника (підполковника – примітка моя) держбезпеки…

   У 1944 році, після наклепницького листа одного зі співробітників резидентури… Зарубіних відкликали на батьківщину. Згодом наклепника заарештували і розстріляли. Всі підозри із розвідників були зняті…

   На пенсії, коли з’явилося більше вільного часу, Єлизавета Юліївна відвідала рідні Чернівці, а в основному проживала з чоловіком у Москві».

                                                               Читайте продовження статті — ч. 7.

0 коментарів

Тільки зареєстровані та авторизовані користувачі можуть залишати коментарі.
або Зареєструватися. Увійти за допомогою профілю: Facebook або Вконтакте